Шрифт Брайля для слепых. Как научиться читать и писать шрифтом Брайля

Использование компьютерных электронных устройств

Альтернативным вариантом на замену печатным изданиям являются аудиокниги. С их помощью можно слушать инсценировки (с паузами, по разделам) и спектакли на цифровом плеере. Свой вклад вносят и волонтеры, которые на специальных сайтах создают аудиокниги, свободные для прослушивания и распространения. Выпускаются и разрабатываются разные устройства, заменяющие зрение.

Модель визуально-замещающих аппаратов (проект “Тактильное виденье”) является новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала. Издания, в которых использован шрифт Брайля (русский), клавиатура и дисплей, помогают инвалидам работать с текстами, создавая и редактируя их. Специальная программа на основе генератора речи, с помощью которого считывается информация с экрана, также вносит большой вклад в полноценную жизнь незрячих людей.

Литература

  • Y. Shirai, Three-dimensiomal Computer Vision, Springer, 1987
  • B. Horn, M. Brooks, (eds.), Shape from Shading, MIT Press 1989
  • Ch. Wagner, Informationstheoretische Grenzen optischer 3D-Sensoren, PhD thesis at the University Erlangen-Nurnberg, 2003

Пособие

Освоив шрифт Брайля, незрячий ребенок может начать знакомство и работу на компьютере со специальным дисплеем и на особом принтере. Текст читается указательным пальцем одной или обеих рук. Воспринимаемый на ощупь, он быстро понимается благодаря легкости и компактности знаков. Это пособие предназначено для того, чтобы научить зрячих людей брайлевской системе в домашних условиях.

Это даст возможность построить общение с невидящими членами семьи, писать им записки или оставлять номер телефона. Важным является и то, что зрячие люди научатся читать то, что напишет для них тот, кто обучался по системе Брайля. Появится возможность общения без посредничества других. Данным руководством успешно могут пользоваться учителя школ и реабилитологи.

Причины

Нарушение или потеря зрения могут быть вызваны разными факторами. Последствия внутриутробных заболеваний или пороков развития плода приводят к возникновению врожденной слепоты. Потерей зрения страдают дети не старше десяти лет и взрослые люди, достигшие пятидесятилетнего возраста. Связано это с тем, что ребенок или уже имеет врожденную слепоту, или приобретает ее по причине заболеваний или травм глаз.

Путём проб и ошибок

Тем не менее, шрифт Барбье с полным правом можно назвать первоосновой линейно-точечной азбуки Брайля. В 1824 году 15-летний Луи, отметив недостатки системы ночного письма отставного артиллериста, начал разрабатывать свой алфавит на основе комбинации букв, состоящих из шести точек (три в высоту и две в ширину).

Такая форма печатного знака легко умещалась под подушечкой пальца, и его не приходилось двигать. Вдобавок, система Брайля, в отличие от Барбье, соответствовала буквам французского алфавита, а не звукам, то есть, в большей степени соответствовала требованиям академического образования. Спустя пять лет Луи Брайль закончил работу над созданием азбуки и опубликовал её. Правда, она не сразу нашла отклик даже у преподавателей своего института: будучи зрячими, они отдавали предпочтение линейной системе.

По настоянию незрячих и слабовидящих людей, в 1837 году шрифт Брайля был рассмотрен повторно. В том же году на рельефно-точечном языке была напечатана и первая книга под названием «Краткая история Франции». В разное время делались попытки заменить его системой Уильяма Муна, созданной в 1845-м и основанной на упрощённых рельефно-графических аналогах букв алфавита, но успехом они не увенчались. Азбука Луи Брайля по сей день считается наиболее совершенной для коммуникации людей с проблемами зрения.

Системы-предшественницы

Надо сказать, что азбука Брайля – не первая, которой пользовались незрячие. Более ранние методики представляли собой вырезанные на дереве или кости выпуклые изображения букв алфавита. Наиболее известна рельефно-линейная система «унциал», созданная французом Валентином Гаюи (1745-1822 гг.). На основе своей системы Гаюи разработал первые обучающие программы для людей с полной или частичной потерей зрения. Эти программы использовались, в том числе, и в институте слепых в Париже, когда там учился Луи Брайль.

Однако, линейные шрифты годились лишь для чтения, но никак не нанесения письма. Первый точечный шрифт предложил в 1819 году отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр. Он предназначался для военного ведомства Франции в качестве языка составления и чтения донесений в тёмное время суток.

Этот шрифт так и назывался – азбука ночного письма. Информация записывалась на кусок картона путём прокалывания отверстий в картоне, чтение – прикосновением к нему подушечками пальцев. Та или иная комбинация отверстий соответствовала определённым звукам. То есть, слова символами Барбье записывались не по правилам языковой грамматики, а транскрипционно, так как они произносились.

В основе системы Барбье лежит кодовая таблица из шести строк и шести столбцов, содержавшая 36 произносимых звуков французской речи. Письмо производилось прокалыванием в карточках небольших круглых отверстий в два столбика. Первый количеством точек обозначал номер строки, а второй – номер буквы в строке таблицы.

Наравне с системой Гаюи, принцип Барбье применялся в качестве обучающей программы в Парижском институте. Однако он не предусматривал знаков препинания, математических символов или нотных знаков, то есть не мог по определению являться образовательным инструментом. Кроме того, символы Барбье были громоздкими и неудобными для чтения. По этой причине азбука ночного письма не прижилась и в армии.

Язык брайля в нашей стране

Шрифт Брайля адаптирован под множество языков мира, на нём напечатаны тысячи книг в разных странах. Русскоязычный вариант рельефно-точечной азбуки впервые был предложен в 1861 году князем Денисом Оболенским (1844-1918), также потерявшем зрение ещё ребёнком. Однако он не получил распространения, а претерпел несколько редакций. Окончательный вариант, которым сегодня пользуются незрячие в нашей стране, создан в 1881 году тифлопедагогом Екатериной Трумберг.

Заключение

Освоение системы Брайля потребует приложения некоторых усилий. Отметка, по невнимательности поставленная не в том месте, может изменить цифры в номере телефона, например. Но силы, затраченные на изучение шрифта для слепых, не будут потрачены впустую. Главное – поставить перед собой цель и стремиться к получению высоких результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный блог офтальмолога