Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения

Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения

Психофизиологические исследования нормально развивающихся детей от 0 до 3 лет (Д.А.Фарбер) по становлению и развитию зрительной функции показали, что раннее созревание проекционных корковых зон дает возможность нормально видящим детям принимать сенсорную информацию с первых часов жизни. При этом на первых этапах развития организма ведущую роль в зрительном восприятии играет правое полушарие мозга, с возрастом повышается значение левого, связанного с классификацией внешних стимулов и развитием речи.

Позднее всего созревают поля височно-теменно-затылочных областей, выполняющих роль высшего интегрирующего звена. Ранняя сенсорная депривация вызывает дефицит мотивационного компонента внимания, негативность эмоциональной реактивности на внешние воздействия, избегание новой информации, что может привести к вторичной задержке психического развития ребенка.

Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в ведущей для каждого возраста деятельности. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем.

Зрение позволяет более точно, направленно и экономно осуществлять предметные действия, координировать движения рук, что способствует развитию тонких манипуляций. Возникает зрительное подражание действиям взрослого.

В то же время нарушение зрительных восприятий в этом возрасте наносит ребенку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьезное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребенка с нарушением зрения выражается в значительно меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений, которые должны сопровождать произносимое слово, в менее развитых и координированных движениях, в слабой ориентировке и ограниченности мобильности в пространстве.

Продвижение в психическом развитии ребенка с нарушением зрения на каждом возрастном этапе связано с активизаций таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от влияния слабовидения и находятся в сензитивном периоде своего развития.У детей с нарушением зрения, так же как и у зрячих, наиболее интенсивное развитие процессов восприятия и их совершенствование происходит в предметной деятельности.

При формировании предметной деятельности проявляется тесная зависимость психического развития ребенка с нарушением зрения от обучения: она не формируется спонтанно и самостоятельно и может стать условием для компенсаторного ее использования в том случае, когда ребенок будет обучен всем ее элементам.

Ребенок с нарушением зрения в 1.5-2 года начинает использовать развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми.

Активизация речевого общения ведет к бурному росту словаря, совершенствованию грамматического строя речи. Опора на активное речевое общение в сензитивный период его развития и есть тот обходной путь, который позволяет преодолеть трудности в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии ребенка с нарушением зрения.

Качественный скачок в развитии ребенка происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается в предметное, когда действия с предметами принимают осмысленный характер и оказываются в центре его активности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними стимулирует, с одной стороны, соотнесение освоенных ребенком с нарушением зрения слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.

Таким образом, в психологическом развитии в этот период главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения такими же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.

Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушениями зрения в период его дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности.

В это время на психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно низком уровне психического развития.

Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно выделить три группы детей, которые значительно отличаются по степени и характеру нарушений зрения:

  • 1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения.
  • 2. Группа слабовидящих детей.
  • 3. Дети с функциональными расстройствами зрения.

В группу слабовидящих входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0, 05 до 0, 4 ( в условиях оптической коррекции).

С учетом международной классификации на основе интегральной оценки функционального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовидения острота зрения не меньше 0, 3, поле зрения без отклонений или концентрически сужено до 40˚; при средней степени слабовидения острота зрения находится в пределах 0, 3 до 0, 1, поле зрения меньше 40, но больше 20˚ при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степени слабовидения острота зрения 0, 009 – 0, 05, поле зрения меньше 20˚, но больше 10˚ или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы.

На фоне первичной зрительной патологии у многих слабовидящих детей проявляются различные осложнения, которые можно разделить на две группы: осложнения в виде вторичных изменений в сенсорном и моторном аппаратах зрительной системы; отягощение патологического процесса в виде органических изменений структур глаза или в виде обострения заболевания.

Рассмотрим основные и наиболее частые проявления первой группы осложнений:

1. Амблиопия – «ленивый глаз», буквальном переводе с греческого амблиопия означает «плохое зрение». Это стойкое снижение центрального зрения и снижение остроты зрения. На первый взгляд, кажется абсурдным, что глаз «не задействуется». Ведь если он открыт, он должен видеть. И он действительно видит, но при этом у него наблюдается недостаточная разрешающая способность центрального зрения, поэтому поступающий в зрительный центр сигнал от этого глаза попросту игнорируется.

Такая модель зрения может стать привычной настолько, что нормальное бинокулярное зрение так и не сможет сформироваться или, если оно уже было сформировано, может оказаться подавленным. Причём, даже после устранения причины амблиопии, мозг не в состоянии самостоятельно восстановить бинокулярность зрения, т. к. клетки мозга, отвечающие за стереоскопичность зрения, оказываются физически деградированными.

Наблюдается так же снижение пространственной контрастной чувствительности, то есть воспринимается как «туман» той или иной интенсивности. Амблиопия может возникать на фоне косоглазия, при аномалиях рефракции, при катаракте. Рефракционная амблиопия является частым осложнением дальнозоркости и дальнозорного астигматизма. Обструктивная амблиопия может развиваться на фоне катаракты.

2. Косоглазие – характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разде­ляют на содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие может быть постоянным или пе­риодическим, сходящимся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз отклоняется кнаружи, к виску), одно­сторонним (отклоняется только один глаз), альтернирующим или перемежающимся (косит то один, то другой глаз).

В результате действия указанных факторов поражаются различные отделы и сенсорно-двигательные связи зрительного анализатора, от которых зависит бинокулярное зрение, что приводит к его расстройству или препятствует его формированию. Ребенок не способен видеть объект двумя глазами одновременно, поэтому наблюдается нарушение целостности восприятия.

Воспринимаемый предмета занимает в обе­их сетчатках совершенно разное положение, поэтому отмечается смещение плана в сторону косящего глаза. Двоения, как правило, не бывает. В поле зрения косящего глаза возникает функциональная скотома-дефект поля зрения, имеющий вид островков разной величины и формы. При этом информация от косящего глаза не воспринимается мозгом, и зрение становится монокулярным – объект воспринимается одним глазом.

Сужение границ поля зрения происходит по монокулярному принципу:

  • – сужена часть нижнего поля зрения, ощущение пелены снизу;
  • – сужена часть верхнего поля зрения с ощущением нависающей пелены, усиливающимися при физической активности;
  • – постоянное выпадение верхней половины поля зрения легче переносится, чем выпадение нижней половины (при старых отслойках сетчатки).

Часто встречается амблиопия косящего глаза. Косоглазие является осложнением миопии, катаракты.

3. Нистагм – представляет собой непроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Наличие нистагма существенно осложняет осуществление процессов аккомодации и конвергенции глаза, то есть теряется способность ясного видения предметов на различных расстояниях и фокусировки зрительных осей в одной точки.

К патологии оптической системы глаза относятся:

  • 1. Дальнозоркость (гиперметропия) – один из видов аномалий рефракции, характеризующийся тем, что лучи света от любого близко расположенного объекта фокусируются за сетчаткой, вследствие чего изображение на сетчатке предстаёт расплывчатым. При дальнозоркости наблюдается снижение остроты центрального зрения только вблизи, в результате чего теряется резкость изображения. При дальнозоркости изображение теряет четкое очертание, что приводит к нарушению целостности восприятия.
  • 2. Близорукость – аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком. Для близоруких характерно приближение книги к глазам при рассматривании, сильное склонение головы во время письма или рисования, прищуривание при рассмотрении предметов вдаль. Весьма частым симптомом при близорукости являются так называемые «летающие мушки», видимые пациентом в виде мелких сероватых помутнений, перемещающихся при движении глазного яблока. Отмечается нарушение бинокулярного зрения, то есть способность видеть двумя глазами. Нарушается процесс аккомодации – приспособление глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях. Так же отмечается нарушение периферического зрения, что приводит к затруднению различения положения, формы предметов, обозрения и прослеживание движущихся объектов это в свою очередь осложняет ориентировку в пространстве. Для близорукости так же характерно снижение центрального зрения только вдаль.
  • 3. Астигматизм – характеризуется сочетанием в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракции одного вида, в силу неравномерной кривизны роговой оболочки, а в некоторых случаях – неправильной формы хрусталика. Страдающий астигматизмом человек видит нечетко как вблизи, так и вдаль. Он не может четко различить границы между горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями. Астигматизм может сопровождаться и другими нарушениями зрения, такими, как близорукость, дальнозоркость или возрастная дальнозоркость. При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми. При двустороннем астигматизме отсутствует бинокулярное зрение. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения, головными болями.
  • 4. Катаракта – помутнение хрусталика, снижающее его прозрачность. В начальной стадии заболевания перед глазами ощущается мелькание темных полосок, штрихов, пятен. При взгляде на источники света (свеча, фонарь и др.) изображение часто раздваивается. Постепенно помутнение хрусталика становится выраженным. При развитой катаракте область зрачка сероватая, серовато-белая или молочно-белая. Одновременно снижается острота зрения, при полной («созревшей») катаракте больной ощущает только наличие или отсутствие света. При катаракте нарушается периферическое зрение, что приводит к затруднению различения положения, формы предметов, обозрения и прослеживание движущихся объектов это в свою очередь осложняет ориентировку в пространстве. Наблюдаются поисковые движения головы и глаз при рассматривание предметов.
  • 5. Глаукома – это повышение внутриглазного давления, приводящее к постепенному понижению остроты зрения, сужению поля зрения, ухудшению адаптации, атрофии зрительного нерва. Может сопровождаться расходящимся косоглазием и амблиопией.

Необходимо отметить то, что слабовидение не проявляется одной формой патологии зрения, а, как правило, в сочетании нескольких форм. Поэтому для зрительного восприятие слабовидящих младших школьников будет характерно нарушение всех его свойств и функций.

У де­тей с нарушением зрения формируются обедненные, часто де­формированные зрительные образы, для которых характерна ри­гидность, малоподвижность, стереотипность.Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание процесса формирования образов. Для зрительного восприятия, как и для восприятий лю­бой модальности, свойственна избирательность, т.е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания субъекта.

При слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зритель­ной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и вследствие этого — избирательность вос­приятия. Предметность — основной результат процесса восприятия, отражение целостности объекта, его структурности, свидетельствующее об осмысленности восприятия.

Обедненность информации вследствие недостаточности зрительной системы слабовидящих приводит к схематизму зрительного образа. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второсте­пенные детали, но и определяющие, что ведет к фрагментарно­сти и неточности отражения окружающего. Нарушение целостно­сти определяет трудности формирования структуры образа, иерар­хию признаков объекта.

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность, т.е. способность узнавать объект вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенно­сти, т.е. от условий восприятия. Для слабовидящих в зависимости от степени поражения зрения зона кон­стантного восприятия сужается.

Важным свойством восприятия является его обобщенность, т. е. умение абстрагироваться от случайных, несущественных призна­ков объекта, выделение существенных его качеств и отнесение его к определенному классу объектов. Это свойство выступает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения.

При слабовидении страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, что не­посредственно связано со снижением остроты зрения. Скорость и точность не являются постоянными: так, расширение поля угла зрения ведет к увеличению скорости восприятия.

Нарушения бинокулярного зрения приводят к «пространствен­ной слепоте», нарушению восприятия перспективы и глубины про­странства при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности. Таким образом, нарушение зрительной системы в разных ее отделах приводит к изменениям и специфичности образов вос­приятия слабовидящих.

Как выявила в своих исследованиях Л. П. Григорьева, при слабовидении изменяется процесс образования образа, наруша­ется симультанность опознания признаков формы, размера и цвета. Особенно это наблюдается при органических повреждениях зри­тельного анализатора. Разные по степени нарушения сенсорных механизмов, анализирующих цвет и форму, вызывают диссоциацию их функционирования, в результате снижается способность параллельной оценки разных признаков одного объекта, что является причиной нарушения симультанности опознания и перехода слабовидящего к опознанию объектов сукцессивным способом.

Результаты исследования образов восприятия и различения та­ких качеств объекта, как цвет, форма, размер, пока­зали зависимость их адекватного отражения от условий восприятия и качеств самих объектов. Так, при предъявлении силуэтных и кон­турных изображений более высокие результаты были выявлены при восприятии первых.

Анализ результатов одновременного опознания двух призна­ков объекта детьми с нарушениями зрения показывает большой процент ошибок, и увеличение времени, требующегося на их вос­приятие. Качественная же характеристика процесса опознания (нарушение симультанности отражения, переход на сукцессивный способ восприятия) показывает затрудненность параллель­ного анализа нескольких признаков объектов.

Трудности выделения и дифференцировки размеров фигур при зашумленном поле свидетельствуют о нечеткости сформированных эталонов размера; они требуют более длительного времени для их формирования. Нарушается симультанность восприятия признаков, увеличи­вается количество последовательных и снижается количество па­раллельных операций. Процесс становится развернутым и длитель­ным, что затрудняет интеграцию образа объекта.

Восприятие детьми с нарушениями зрения цветных изображе­ний, сложных сюжетных ситуаций и пейзажей, а также опозна­ние изображений на основе восприятия их отдельных частей ха­рактеризуются нестабильностью, неполнотой образов, низким уровнем вербализации, слабым развитием наглядного мышления, что свидетельствует о трудностях объединения сенсорной и не­сенсорной информации, следствием которых является бедный запас представлений, формализм речи.

Восприятие частей объекта от менее информативных к более насыщенным информацией для создания модели целого объекта происходит с отклонениями от нормы, что говорит о зависимости формирования образов представлений от характера пер­вичных образов восприятия и их несовершенства. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видя­щих, является зрение.

Психическое развитие детей с нарушением зрения

Увеличилось количество сложных, комплексных зрительных заболеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функций. Материалы анализа состояния зрения детей с нарушением зрения показывают, что у большинства дошкольников имеется по 2-3 различных глазных заболевания.

Возросло число детей, у которых нарушения зрительных функций сопровождаются рядом других дефектов, например нарушением деятельности центральной нервной системы (остаточные явления ДЦП, ЗПР, олигофрения в легкой степени, энцефалопатия, неврозоподобные состояния, гидроцефалия, первичные недостатки речи, двигательная сфера и т.д.).

Как показали исследования А. В. Хватовой, эта категория детей с нарушением зрения значительно увеличилась в России в последние годы.

Причины:

  • – наследственность;
  • – воздействие внешних и внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития плода (патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусное заболевание, токсоплазмоз, краснуха и т.д.);
  • – действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве.

Основной проблемой современной тифлопсихологии является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате глубокого нарушения зрения. Особенностью позиции современных тифлопсихологов является понимание психического развития детей с нарушением зрения не как развития аномального организма (человек минус зрение), а как развития активной личности, восполняющей непосредственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью.

Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный блог офтальмолога