Мир, отраженный в детских глазах. Зрение у детей до года: норма и патология

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Особенности зрения новорожденного

Что видит новорожденный?

  • Способность реагировать на яркое освещение, либо на его полное отсутствие.
  • Возможность различать из общей картины некоторые предметы более крупного размера.
  • Способность следить за передвижением крупных предметов, в том числе и людьми.
  • При достижении ребенком возраста трех или четырех месяцев появляется способность следить за предметами и игрушками, которые находятся в движении.
  • В полгода ребенок может пристально наблюдать за более мелкими предметами, и даже различать их, узнавая свои игрушки.

Когда новорожденный ребенок начинает видеть, нормы развития зрения по месяцам и отклонения

Рождение малыша связано с большой радостью. Интересно наблюдать, как ребенок начинает познавать мир, реагировать на окружающих. Но не все знают о том, когда новорожденный малыш начинает видеть близких ему людей. Им кажется, что взгляд ребенка осмысленный, что он с первых дней узнает облик мамы и папы. Но это не так, и зрение у малыша развивается поэтапно.

Что и как видит младенец?

Глаза закладываются на третьей неделе внутриутробного развития и формируются в течение всей беременности. Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28 неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Кроме того, считается доказанным, что реакция на яркий свет появляется у ребенка до рождения – в утробе матери. Рождается ребенок с еще не зрелым зрительным анализатором (его формирование завершается лишь к 10-11 годам).

Бытует мнение, что новорожденный видит мир перевернутым, – так ли это? Если отказаться от домыслов и оперировать только фактами, дело обстоит следующим образом. Как и у взрослого, на сетчатке младенца изображение действительно отображается в перевернутом виде (это объективный оптический закон). Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

Рождается ли человек с этим навыком или приобретает его со временем, сказать невозможно: ведь младенец не пожалуется на несолидное поведение мамы, зачем-то перевернувшейся вниз головой. Поэтому все рассуждения на эту тему, вызванные вполне понятным желанием воссоздать картину мира, видимую только что пришедшим в него человеком, не представляют никакого научного или практического интереса.

Сразу после родов на ребенка в буквальном смысле обрушивается огромное количество зрительных стимулов, ведь он попадает из темной матки в яркий окружающий мир.

Новорожденный имеет очень слабое зрение: он видит только крупные предметы, расположенные в непосредственной близости от него. В этом кроется глубокий смысл. Природа как бы оберегает малыша от чрезмерной зрительной стимуляции, позволяя выделить из огромного многообразного мира самое главное: мамино лицо.

Если новорожденному показать яркую игрушку, он не остановится на ней взглядом. Но уже со второй недели жизни появляется фиксация взора – его кратковременная задержка на предметах. Однако сосредоточиться надолго малышу пока не под силу. Когда его взгляд не зафиксирован на каком-либо объекте, у него может наблюдаться кажущееся косоглазие – раскоординированность движений глаз.

На самом деле ничего общего с истинным косоглазием это явление не имеет, представляя собой нормальное проявление функциональной незрелости зрительного анализатора. Это, впрочем, не означает, что у новорожденных не встречается истинное косоглазие – правильно оценить состояние зрительного аппарата ребенка может лишь окулист.

Бинокулярная фиксация взора (предмет фиксируется двумя глазами) появляется на 2-3 месяце жизни. В этом возрасте движения глаз становятся координированными и «косоглазие», если оно было кажущимся, а не истинным, исчезает. С 2-3 месяцев ребенок начинает узнавать мать, а потом и других близких людей, реагируя на их появление в поле своего зрения улыбкой и общей двигательной активностью.

Восприятие цвета. Помимо мифа о «перевернутом мире», есть еще одна довольно прочно укоренившаяся в сознании многих легенда, касающаяся зрения младенца. Очень часто можно услышать, что новорожденный младенец обладает черно-белым зрением и лишь со временем мир окрашивается для него разными красками.

Это не так, хотя доля истины в этом заблуждении – как и в большинстве других – есть. Как мы уже говорили, на сетчатке новорожденного отображается та же «картинка», что и на сетчатке взрослого человека. Однако фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета. Гете писал:

«Желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло. Синий цвет, наоборот, представляет все в печальном виде». Интуиция не подвела автора «Фауста» – действительно, раньше всего малыши начинают задерживать взгляд на предметах желто-зеленой гаммы, но очень скоро к ней присоединяются и другие цвета.

Как видят новорожденные дети

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

Как наладить контакт

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Визит к офтальмологу


К сожалению, у грудных детишек могут встречаться различные заболевания глаз. Наиболее частыми причинами врожденных заболеваний являются:

  • неблагоприятное влияние окружающей среды;
  • заболевания матери во время беременности:
                  • перенесенная краснуха
                  • туберкулез
                  • вирусные заболевания;
  • генетические факторы.

Патологические изменения органа зрения могут наблюдаться у новорожденных с врожденным токсоплазмозом. Иногда заподозрить ту или иную патологию глаз могут родители – по внешнему виду ребенка. Например, они могут заметить птоз (опущение) верхнего века; микрофтальм (уменьшение глаза); макрофтальм (увеличение глаза), встречающийся при врожденной глаукоме; помутнение роговицы (так называемое «бельмо») и хрусталика («белый зрачок») – при врожденной катаракте.

Покраснение глаз и век также свидетельствует о неблагополучии. Внимательная мама не пропустит косоглазие у своего ребенка (о физиологическом и истинном косоглазии мы писали выше). Иногда у новорожденных на коже лица и век видны синюшно-красные пятна. Это телеангиэктазия (неравномерное расширение мелких сосудов).

И все же было бы глубочайшим заблуждением со стороны родителей считать, что внимательное отношение к ребенку – гарантия выявления любого заболевания глаз. Возьмем, к примеру, наиболее агрессивное и тяжелое из этих заболеваний, представляющее угрозу жизни ребенка, – ретинобластому, врожденную злокачественную опухоль сетчатки.

Как правило, эту опухоль окулист может заподозрить еще в родильном доме или при первом осмотре ребенка в поликлинике. Родители же, не вооруженные специальными знаниями и инструментарием, могут заметить изменения в виде белого или зеленоватого свечения зрачка только на поздних стадиях болезни. Мы остановились на этом грозном заболевании вовсе не с тем, чтобы напугать, а именно потому, что при его ранней диагностике и правильном лечении можно сохранить не только жизнь ребенка, но и в некоторых случаях глаз с остаточным зрением.

Кроме того, по виду и состоянию глаз и отдельных его структур врач может с большой достоверностью судить о состоянии организма в целом. Например, застойные диски зрительных нервов появляются при повышении внутричерепного давления. Это состояние требует немедленной консультации невропатолога. Окулист нередко является первым специалистом, который может заподозрить обменные нарушения, патологию почек, сердечно-сосудистой системы, врожденные инфекции (например краснуху, сифилис, туберкулез, токсоплазмоз).

Вывод напрашивается – визитом к офтальмологу в первые месяцы жизни ребенка пренебрегать ни в коем случае нельзя! Провести обследование ребенка, правильно поставить диагноз и назначить лечение может только врач-офтальмолог. Он может прибегнуть к консервативной терапии, а может и порекомендовать операцию.

В первый раз следует показать ребенка окулисту в трехмесячном возрасте, второй раз – в 6 месяцев, третий раз – в 1 год. Какие же обследования проводит врач-офтальмолог?

  • Общий осмотр (врач оценивает, как двигаются глаза и закрываются веки малыша).
  • Предварительная оценка зрения (реагирует ли малыш на свет, на каком расстоянии он видит предметы).
  • Определение (с помощью специальных скиаскопических линеек) рефракции – преломляющей силы оптической системы глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Необходимо отметить, что для детей до трех лет нормальной рефракцией является дальнозоркость. Окулист определяет степень рефракции. Например, при высокой степени дальнозоркости необходима коррекция очками для профилактики косоглазия и амблиопии (низкого зрения вследствие функционального недоразвития органа зрения). При необходимости очки назначают и детишкам до года.
  • И, наконец, исследование глубоких сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что обследование малышей непременно проводится с широким зрачком (для расширения зрачка используют специальные препараты, которые закапывают в глаз ребенку). Если перед обследованием вашему ребенку не закапали в глаза средства для расширения зрачка1, стоит выяснить у врача причину этого.

Желаю вам, чтобы ваш малыш смотрел на мир здоровыми и счастливыми глазами, – это в очень большой степени зависит от вас!


1 Дело в том, что узкий зрачок позволяет исследовать лишь центральную часть глазного дна, в то время как многие патологические изменения могут присутствовать на периферии. Если зрачок не расширять, то эти изменения остаются «за кадром».

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  1. Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  2. Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  3. Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку.

Как развивается зрение

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Когда полностью формируется зрение?

К году зрение полностью сформировано: дети видят объект целиком, а не по деталям. Радужная оболочка глаза становится именно того цвета, который у нее будет на протяжении жизни человека. Дальнозоркость в меньшей степени, но есть, поэтому предметы вдалеке ребенок различает лучше, чем вблизи, хотя на остроте зрения это почти не сказывается.


Ребенку может мешать свет от неправильно подобранного ночника, ведь он ощущает световые раздражители сильнее. Поле зрения пока узкое, но ребенок умеет использовать другие свои возможности для получения информации о предметах.

Полностью зрительная система будет функционировать к старшему дошкольному возрасту, т.е. в 5-6 лет. Однако в данном списке только средние данные по развитию зрения у малышей, ваш ребенок может развиваться по своему «сценарию», его сроки формирования могут быть несколько иными. В этом нет ничего страшного, мы все уникальны.

На какой день появляется зрение?

Если не было патологий в беременности, то сразу после рождения младенец видит. Все остальное, что может беспокоить, вполне объяснимо недостаточностью координации совместной деятельности зрительного нерва и самого глазного яблока. 

Необходимость консультации специалиста

Самостоятельно родители не смогут поставить диагноз своему малышу, поэтому посещать офтальмолога надо тогда, когда ребенку исполнилось полгода, год. Такое заболевание, как глаукому врожденного типа лучше определить как можно раньше. Если этого не сделать, то малыш может лишиться глаза. У рожденного раньше срока необходимо проверять зрительный аппарат чаще, чтобы предупредить ретинопатию. Только посещение детского офтальмолога предупредит развитие серьезных патологий органа зрения.

Опущение верхнего века

Различают частичное и полное опущение верхнего века у новорожденных. Поражается как один глаз, так и оба. Связана болезнь с наследственностью. Определяют и нейрогенную природу заболевания. Определить нарушение можно по тому, как ребенок глядит вверх. Он сильно задирает голову, чтобы рассмотреть подвешенный предмет.

От 4 до 6 месяцев

К полугоду у младенца цветовое восприятие становится четким. Все основные цвета спектра он различает, но оттенки еще даются с трудом. Малыш способен фокусировать взгляд на любимой игрушке. Уже с расстояния 1 метра ребенок различает знакомое лицо, улыбается. И мышцы органа зрения становятся крепче, и глаза не разбегаются в разные стороны. Взгляд осмысленный, живой. Дети к этому времени видят мир объемным, стереоскопическим. Они тянутся руками к игрушке, маме.

Профилактика проблем со зрением

Предупредить некоторые патологии органа зрения можно, если:

  1. Соблюдать правила освещения комнаты ребенка. В помещении не должно быть слишком яркого света, но и темнота недопустима. Если не хватает естественного освещения, необходимо включать лампы.
  2. Детям первого года жизни подвешивают над кроваткой яркие игрушки крупного размера.
  3. Размещают игрушки на расстоянии в 30-50 сантиметров от малютки.
  4. Кладут ребенка на животик, начиная с 2 месяцев.
  5. Дают ребенку свободно передвигаться.
  6. Регулярно посещают специалистов.

Младенец, воспитывающийся в спокойной обстановке, будет развиваться правильно, без отклонений.

Чем человек видит?

Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит окружающий мир и себя в нем. Именно зрение позволяет нам воспринимать прекрасное и уродливое, красочное и блеклое, яркое и тусклое, познавая мир во всем его разнообразии. От того, как видит ребенок, во многом зависит его развитие.

Говоря о зрении, обычно имеют в виду глаза. Но глаз – это периферическая часть зрительного анализатора, который включает в себя также зрительные нервы и кору головного мозга. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих зрительного анализатора и дает зрение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личный блог офтальмолога